- Главная
- >
- Страны
- >
- Америка и страны Карибского бассейна
- >
- Чили
- >
- Остров Пасхи
Остров Пасхи – изолированный курорт в Чили в Тихом океане, известный древнейшими статуями Моаи, высеченными из вулканического камня. Отдых на острове Пасхи позволяет насладиться уединением, уникальной природой и потрясающими достопримечательностями.
Остров Пасхи — провинция, входящая в состав чилийской области Вальпараисо. Он никогда не был частью какого-либо материка, а образовался благодаря вулканической деятельности. На дне Тихого океана, через разлом на границе тектонических плит, периодически происходили выбросы лавы, которая в конечном итоге и сформировала новый остров в волнах самого большого океана планеты.
Как и все острова вулканического происхождения, остров Пасхи, в лучшие времена своего существования, был покрыт густой и пышной растительностью. Но по неизвестным доподлинно причинам от ее былого разнообразия в настоящее время остались только археологические подтверждения. Ученые среди основных причин обеднения местной природы называют непродуманную деятельность человека: активная вырубка лесов и перенаселенность острова.
Моаи - каменные изваяния острова Пасхи
Однако именно результаты деятельности человека сегодня являются самой известной в мире достопримечательностью острова Пасхи. Речь, конечно же, идет о ритуальных изваяниях, расположенных вдоль всего побережья этого сравнительно небольшого клочка земли среди просторов Тихого океана.
Моаи - статуи, большинство из которых сделаны из вулканической породы. История возникновения моаи долгое время складывалась буквально по крупицам: из рассказов потомков коренных жителей — полинезийцев, сохранившихся записок путешественников, посещавших остров Пасхи и результатов проведенных археологических раскопок.
На сегодняшний день известно, что каменные изваяния ставились в честь вождей полинезийских племен, других уважаемых аборигенами предков и иногда служили обыкновенными надгробиями. В общей сложности территория острова Пасхи насчитывает около шестисот таких рукотворных сооружений. Им присуща некоторая унифицированность: черты лиц многих статуй схожи между собой, яркие и запоминающиеся отличительные признаки отсутствуют. Считается, что моаи создавались еще при жизни вождей, которых они олицетворяли, а после их смерти в пустые глазницы подготовленных «заготовок» вставлялись коралловые глаза, которые символизировали воплощение покойного в созданном памятнике.
Кратер вулкана Рано-Рараку - мастерская по изготовлению моаи
Национальный парк Рапа-Нуи на острове Пасхи известен тем, что кратер находящегося здесь вулкана Рано-Рараку, является своеобразной естественной мастерской по изготовлению статуй моаи. На его склонах до наших дней сохранилось несколько сотен незавершенных или поврежденных изваяний, которые просто вырубались в горной породе, а затем перемещались на место своего нынешнего расположения на острове.
Еще Якоб Роггевен – европейский первооткрыватель острова Пасхи и Джеймс Кук, посещавший его во время своих поисков южного материка, задавались вопросом, как местные жители, не имея в своем арсенале никаких механических приспособлений, могли поднимать такие тяжелые изваяния высотой в два – четыре метра и устанавливать их на постаменты на достаточно далеком расстоянии от каменоломни.
Сами полинезийцы, отвечая на этот вопрос, набрасывая покров таинственности на действия своих предков, часто ссылаются на легенду, согласно которой моаи, после своего изготовления, оживали и самостоятельно передвигались по острову Пасхи к месту своей постоянной «дислокации». Ученые, напротив, основываясь на своих исследованиях, со временем пришли к выводу, что для перемещения статуй использовались обыкновенные деревянные сани. Проведенные на острове Пасхи опыты доказали, что перевозка почти десятитонного каменного истукана таким образом была очень даже возможна.
Пукао - головные уборы моаи на острове Пасхи (Чили)
Не меньше вопросов у исследователей острова Пасхи вызывают пукао. Пукао (в буквальном переводе – «пучок волос») – это довольно своеобразные «шляпы» на головах некоторых моаи – огромные каменные цилиндры высотой до 2 метров и диаметром до 2,7 метра. Они «надевались» на уже законченные статуи. Но почему их не высекали сразу вместе со статуей? Как это осуществлялось технически? И главное. Какой смысл закладывался в это современниками моаи? Вопросы, остающиеся пока без ответа.
К концу XVIII века, т.е. к моменту документально зафиксированных данных об острове Пасхи, многие моаи были сброшены со своих постаментов и разбиты. Некоторые объясняют это тем, что полинезийское общество имело строгую иерархию и было поделено на несколько кланов. Статуи вождей принадлежали различным кланам, и, когда между полинезийцами разных слоев общества разразилась война, моаи начали целенаправленно уничтожаться. Именно поэтому ко времени прибытия на остров Джеймса Кука многие изваяния оказались поваленными.
Как бы то ни было, остров Пасхи и по сей день вызывает больше вопросов, чем ответов. И даже потомки создателей знаменитых каменных истуканов не могут полностью проникнуть в тайны острова, который несмотря, а может быть и благодаря своей таинственности продолжает поражать воображение любого, кто когда-либо его посещал.
Пожалуйста, ответьте на следующие ниже вопросы. Наши консультанты позвонят в указанное Вами время.